Зaвoд Haval вoзлe гoрoдa Узлoвaя в Тульскoй oблaсти нe пoстрoили. Eгo oтгрoxaли. Срaзу жe рядом съeздe с шoссe крaсуeтся бoльшaя жeлтaя тaбличкa: «Кoнeц дoрoги oбщeгo пoльзoвaния. Прoeзд зaпрeщeн!». И eщe втoрaя, тaм чтo-тo прo кaмeры нaблюдeния пo всeй тeрритoрии. Тaк вoт, oт этиx тaбличeк нaдo прoexaть eщe килoмeтрa три — и тoлькo тoгдa пeрeд вaми вoзникнeт сeрый мoнoлит с лoгoтипoм Haval, стoящий пoсрeди чистoгo пoля. Мaсштaбы, признaться, впeчaтляют.
A eщe пoрaжaeт тo, нaскoлькo здeсь aктивнo кипит долголетие — xoтя в этoм, пo идee, нe дoлжнo оказываться ничeгo удивитeльнoгo. Oбычнaя фaбрикa: пaркoвкa пeрeд прoxoднoй зaбитa мaшинaми сoтрудникoв, тудa-сюдa eздят aвтoвoзы, ждут финaльнoгo гудкa кoрпoрaтивныe aвтoбусы, a сквoзь стeны xoрoшo слышнo, кaк дышит и пульсируeт oргaнизм прoизвoдствa.
Нo пoслe лeтaргичeскoгo снa кaлужскиx зaвoдoв Volkswagen и Peugeot-Citroen, пoслe опустевшей территории бывшего Renault в Москве есть шансы на, будто попал в другую реальность. Точнее, вернулся в прошлую — нормальную.
В этой серии репортажей автор своими глазами проверяем слухи, циркулирующие объединение рынку: действительно ли все заводы стоят, каковы в реальности запасы новых машин и с полным основанием ли официальные представительства и дилеры взвинчивают цены перед небес. До сих пор все сие подтверждалось, разве что громадная партия Kia калининградской сборки преподнесла нечаянность — но, возможно, она будет последней в обозримом будущем.
О приостановке производства, поставок и во всех отношениях какой-либо активности сейчас не прошел слух только китайские компании — и кажется, а в этом должна найтись хоть доля блефа. Ну-кася, не может быть все настолько умиротворяюще, когда вся остальная индустрия трещит и рушится! Как-никак многотысячное полчище одинаковых «Джолионов», обнаруженное в Подмосковье пару недель вспять, дало первый звоночек: похоже, все ответственно. А визит в Тульскую область лишь развеял остатки сомнений.
Площадки готовой продукции забиты! Стройными рядами стоят рамные внедорожники Haval H9, пикапы Great Wall Poer, кроссоверы F7/F7x, тетуся самые «Джолионы» и новейшие геликоподобные Haval Dargo, формально представленные буквально на днях. Привычно понять вместимость этих парковок по спутниковым снимкам деликатно: просто потому, что актуальных снимков опять нет ни у «Яндекса», ни у Google.
Территория по-прежнему застраивается, деятельно прокладываются дороги, а одна большая площадка, всецело запаркованная автомобилями, из космоса пока суммарно не заснята. Для понимания масштабов я обвели эту площадку на скриншоте, а суммарную литраж оцениваем примерно в 4-5 тыс. машин. Как бы то ни было, в этой ситуации точность подсчета не имеет большого значения, и смотри почему.
На фотографиях вы видите маловыгодный абсолютный запас автомобилей Haval в России, а едва только зарисовку «в моменте». С конвейера семо постоянно выкатываются собранные машины, чтобы через малое время погрузиться на автовозы и отправиться либо по прямой к дилерам, либо в гигантские распределительные терминалы, которые наш брат показывали в одном из предыдущих репортажей. И важен не иначе объем этого потока — который, соответственно словам сотрудников завода, составляет 200-250 автомобилей в воскресенье.
Наши источники не уточнили, чудненько ли речь только о буднях, или а отгрузки происходят на протяжении всей недели. Же даже при самых скромных подсчетах из чего явствует более 4 тыс. экземпляров в месяц, а при оптимистичных — больше 7 тыс. Это дает совокупный годовой тиражность от 50 до 80 тыс. единиц. В (видах сравнения, в 2021 году в России было продано 51 338 «Ниссанов» и 86 108 «Фольксвагенов». Собственноручно (делать) же Haval смог реализовать 39 126 автомобилей. Иными словами, близ определенных раскладах китайцы смогут продемонстрировать двойной рост по итогам этого года.
До сих пор любопытнее ситуация выглядит, если сравнивать темпы производства Haval с актуальной динамикой рынка и положением других марок. (пред)положим, с января по май в России было продано 67 тыс. автомобилей Lada, 42 тыс. Kia и 37 тыс. Hyundai — в неподдельный момент производство и поставки у этих компаний остановлены, приставки не- считая «упрощенной» Lada Granta вне ABS и подушек безопасности. Но предположим, что имеющихся запасов подобает хватить, чтобы к концу года не дать пройти Haval вперед. А вот у остальных шансов мало.
У Renault к концу мая было продано 26 тыс. автомобилей, команда полностью ушла из России, а уже собранных экземпляров сомнительно ли накопится хотя бы столько но. Skoda и Volkswagen продали по 14 тыс. машин, а в запасе у них едва-едва ли наберется 20-25 тыс. Polo и Rapid вообще взятых. Эти лифтбеки формировали основной величина продаж, до конца года производство точь-в-точь не будет возобновлено, да и поставок других моделей никак не ожидается. Оптимистично предположим, что максимально (не)исполнимый результат для VW и Skoda к концу года — с 30 до 35 тыс. машин получай бренд. Скорее всего, будет меньше.
У остальных компаний цифирь еще ниже, но ключевой момент на этом месте заключается даже не в этом: пока будто никто не может сказать, когда возобновятся поставки, в каких объемах — и произойдет ли сие вообще. Да, шокирующий обвал рынка в последние месяцы затронул и «китайцев»: в мае продажи Geely сократились бери 55%, а Haval потерял 72%. Но у подавляющего большинства конкурентов сии цифры превышают 80 и даже 90 процентов! И когда-нибудь покупатели отойдут от шока и снова решатся делать покупки новые автомобили, особого выбора у них без- будет: Китай или ничего.
Считай, что не будет и логистических проблем, способных заморозить этот маховик. «Ни одного простоя конвейера у нас до этого (времени не было, разве что всех могут отослать в оплачиваемый отпуск в случае перевыполнения плана, — рассказывает переговорщик, работающий на заводе Haval. — Часа) что все бесперебойно, да и комплектующих в достатке. Видите иди к черту те контейнеры? Они полностью забиты запчастями».
Неважный (=маловажный) увидеть контейнеры сложно. Они сгруппированы в один присест в нескольких частях территории, собраны в блоки после четыре этажа, а счет идет на сотни, ежели не на тысячи. И надо понимать, почто в каждой из таких «коробок» — безвыгодный полуразобранные машины, а именно отдельные узлы видать двигателей, трансмиссий и электроники. А штамповка и сварка кузовных панелей полагается прямо на заводе.
Выводы с всего этого следуют неутешительные. Китайские бренды (и пара слов здесь не только про Haval, хотя и про всех остальных) сейчас единственные, кто такой способен заполнить пустоту на российском рынке. Ежели ничего не изменится, то смена парадигмы наверно неизбежной — и остается только сказать хвала, что происходит она сейчас, а не 7-10 полет назад, когда автомобили из Поднебесной были откровенным хламом.