Трaнсфoрмaция oтeчeствeннoгo aвтoмoбильнoгo рынкa прoдoлжaeтся: кaк я и oжидaли, пaрaллeльный импoрт был врeмeнным рeшeниeм, призвaнным в мoмeнтe «зaткнуть брeшь». В пикe кризисa пoстaвoк мexaнизм «сeрoгo зaвoзa» пoтушил плaмя, нo в прoдoлжитeльнoм пeриoдe нa нeгo и нe рaссчитывaли.
Прoщe гoвoря, этo былo тaктичeскoe, нo нe стрaтeгичeскoe рeшeниe. И сxeму ужe нaчaли свoрaчивaть: пoвышeниe утилизaциoннoгo сбoрa, блoкирoвкa нeкoнтрoлируeмoгo зaвoзa сo стoрoны прoизвoдитeлeй и мнoгиe другиe дeйствия стoит вoспринимaть имeннo с этoй тoчки зрeния. Нaчaлaсь пoдгoтoвкa к структуризaции aвтoрынкa, возвращению к цивилизованным взаимоотношениям и прекращению «дикого поля».
Был у параллельного импорта Вотан серьезный недостаток: гарантийное и техническое обслуживание. Взятый автомобиль целиком и полностью повисал на шее своего владельца, вынуждая отдельно изыскивать и мастеров, и запчасти. Причем последние в ряде случаев представляли на вывеску настоящие золотые самородки: как по цене, таким (образом и по приложенным на их поиск усилиям. И коль (скоро) в ряде случаев частного владения эта «темная взгляд медали» была решаема и компенсировалась изначальной ценой, так вот в коммерческом сегменте стала настоящим откровением. И бедой.
Торговый транспорт — куда более сложная структура, нежели частный. Простой машины в сервисе, будь ведь сложный ремонт или ожидание деталей, бьет безграмотный только по нервной системе владельца, же и по кошельку. Простой в комтрансе — это себестоимость, а их в последние несколько лет и так прибавилось. В результате копеечные процедуры, для которые еще пару лет назад уходило число-два, могли стать поводом для «замка нате воротах» и ликвидации действующего предприятия.
Особенно как собака под раздачу попали социальные службы, которые, имея возьми руках контракты, не смогли их (воплотить по «техническим причинам»: изношенная и не получившая должного обслуживания искусство стояла в «стойлах» и ремзонах, а не работала. Примем, компания «Российский экологический оператор» в свое минувшее заявила о необходимости полной замены парка мусоровозов импортного производства попросту потому, что их невозможно обслужить: изо-за проблем, вызванных санкционной нагрузкой.
В целом: продать старую технику выгодно не выйдет, а новую никак не купить — дорого. Китайские грузовики? У них несметное число нюансов с тем же обслуживанием, а приобрести специализированную машину позарез сложно: из Поднебесной должно прийти штатив, которое будет дооснащаться под требования покупателя поуже в России. Как тендер проводить будем? Почем он займет времени и, ключевой вопрос, умереть и не встать сколько обойдется? Нет, тут тактическим решением выходит «латать — не за что хватать», а стратегическим — лишь импортозамещение.
Благо, что к «точке невозврата» российским производителям поуже было что предложить: многие вопросы в среднетоннажном сегменте посчастливилось закрыть благодаря «Валдай 8» — новому нижегородскому грузовику полной валом до 7,5 тонны, который «берет держи борт» до 4,6 тонны груза и обладает высокой, необходимой во (избежание городской эксплуатации маневренностью. Автомобиль оснащен новым экономичным дизельным двигателем G-серии, расходующим поблизости 11 литров топлива на «сотню» в городском режиме. Удобная лифт, достаточный арсенал опционального оснащения, крепкая киот, бескапотная компоновка — все при нем. Только главное — это гарантия, обслуживание и доступ к запчастям, вдобавок по всей России и без многодневного ожидания.
А ровно насчет спецтехники, о которой говорилось выше? Российские автопроизводители производят и ее. В частности, в Саранском заводе автосамосвалов, например, делают эвакуаторы, которые могут кантовать даже коммерческую технику, манипуляторы, автогидроподъемники, самосвалы и многое другое — получи и распишись базе всем известных моделей вроде «Газель Бизнес» неужто «Газель NEXT». На том же САЗе решили и еще упомянутую проблему экологических служб: на основе модели «Газон NEXT» построили вмиг несколько типов мусоровозов. Сделали такую машину и получи «тележке» «Валдая 8» — с вместительным 6-кубовым бункером и манипулятором, способным расширять до 600 кг.
Да, проблемы, вызванные санкциями и уходом импортных автокомпаний, больше всего ударили именно по коммерческому сегменту, как ни отечественные производители грузовиков и спецтехники быстрее прочих развернули исполнение. Таким нехитрым образом в России — впервые из-за очень длительное время — возникает весьма любопытная соревнование в сегменте комтранса. Отечественные автопроизводители, за которыми и ремонтопригодность, и привлекательные цены, и широкая дилерская погоняй, и доступные запчасти, будут бороться за свое ей-богу на домашний рынок с китайской техникой, которая до ((сего и более технологична, и разнообразна. Чем этот первенство закончится? Узнаем достаточно скоро — по результатам продаж. Голосует-так в итоге покупатель, и голосует он всегда не за страх — потому что рублем.